СТАНЦА I.
1. ПРЕДВЕЧНАЯ МАТЕРЬ-РОЖДАЮЩАЯ, СОКРЫТАЯ В СВОИХ ПОКРОВАХ, ВЕЧНО-НЕВИДИМЫХ, ЕЩЕ РАЗ ДРЕМАЛА В ПРОДОЛЖЕНИИ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ.
"Матерь-Рождающая", Пространство, есть вечная, всегда-сущая Причина всего - Непостижимое БОЖЕСТВО, чьи "Невидимые Покровы" являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, вечное, что нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно. Дух есть первая дифференциация от "ТОГО", Беспричинной Причины, как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзотерический Катехизис - "оно ни "безграничная Пустота", ни "условная Полнота", но и то и другое. Оно было и всегда будет".
Так "Покровы" означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень-Природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это, как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием, Упадхи, или Проводником каждого феномена, физического, психического или умственного. Это есть Источник, из которого излучается Акаша.
2. ВРЕМЕНИ НЕ БЫЛО, ОНО ПОКОИЛОСЬ В БЕСКОНЕЧНЫХ НЕДРАХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ.
"Время" есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания на протяжении нашего странствования в Вечности, и оно не существует, но "покоится во сне" там, где нет сознания, в котором может возникнуть Иллюзия. Настоящее есть лишь математическая линия, отделяющая ту часть Вечной Длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым. Ничто на Земле не имеет истинной, реальной длительности, ибо ничто не остается без изменения - или тем же самым - на биллионную часть секунды; и ощущение, которое мы получаем от очевидности разделения времени, известного, как Настоящее, происходит от неясности мимолетных восприятий или ряда восприятий предметов, передаваемых нам нашими чувствами, по мере того, как эти предметы из области идеальных представлений, называемой нами Будущим, переходят в область воспоминаний, именуемой нами Прошлым. Совершенно так же испытываем мы впечатление длительности от действия мгновенной электрической искры, вследствие туманного и длительного отпечатка ее на сетчатке глаза. Действительно, человек или предмет не состоит только из того, что видимо в нем в какой-либо данный момент, но является совокупностью всех своих различных и сменяющихся состояний с момента своего появления в материальной форме вплоть до своего исчезновения с нашей Земли. Именно "эти совокупности", существующие извечно в Будущем, и проходят постепенно через материю, чтобы вечно существовать в Прошлом. Никто не скажет, что брус железа, уроненный в море, начал свое существование, покинув воздух, и перестал существовать, войдя в воду, и что самый брус состоял лишь из этого пересечения плоскости, совпавшего в данный момент с математическим планом, разделяющим и в то же время соединяющим атмосферу с океаном. То же происходит и с людьми и предметами, которые, выпадая из "будет" в "было", из Будущего в Прошедшее, являют мгновенно нашим чувствам, как бы пересечение своей целости по мере их продвижения во Времени и Пространстве (как материя) от одной Вечности к другой. И эти две вечности и составляют ту Длительность, в одной лишь которой все имеет истинное существование, если бы только наши чувства были способны воспринять это.
8. ЛИШЬ ЕДИНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ (а), БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ, БЕСКОНЕЧНАЯ, БЕСПРИЧИННАЯ, ПРОСТИРАЛАСЬ, ПОКОЯСЬ ВО СНЕ, ЛИШЕННОМ СНОВИДЕНИИ (b) И ЖИЗНЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ПУЛЬСИРОВАЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ВСЕЛЕНСКОМ ВО ВСЕСУЩНОСТИ ТОЙ, ЧТО ОЩУЩАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ ГЛАЗОМ ДАНГМЫ.
(а) Современная мысль имеет склонность вернуться к архаической идее однородной основы для широко отличающихся по виду вещей - т. е., разнородности, развившейся из однородности. Биологи ищут сейчас свою однородную протоплазму, и химики свой протил, в то время как наука ищет силу, дифференциациями которой являются электричество, магнетизм, теплота и так далее. Тайная Доктрина относит эту идею в область метафизики и предпосылает "Единую Форму Бытия" как основу и источник всех вещей.
(b) "Сон, лишенный Сновидений", есть одно из семи состояний сознания, известных в восточном эзотеризме. В каждом из этих состояний особая часть ума приходит в действие, или, как это выразил бы ведантист, - человек становится сознательным на другом плане своего существа. Термин "Сон, лишенный Сновидений" в данном случае применен аллегорически ко Вселенной, чтобы выразить состояние, несколько аналогичное тому состоянию в человеке, которое, не будучи удержано памятью в бодрствующем состоянии, кажется пробелом, точно так же, как сон загипнотизированного субъекта кажется ему пробелом сознания, когда он возвращается к своему нормальному состоянию, несмотря на то, что он только что говорил и действовал как вполне сознательный человек.
9. НО ГДЕ БЫЛА ДАНГМА, КОГДА АЛАЙА ВСЕЛЕННОЙ БЫЛА В ПАРАМАРТХА (a) И ВЕЛИКОЕ КОЛЕСО БЫЛО АНУ-ПАДАКА (b)?
.Эзотерическая философия учит, что все живет и имеет сознание, но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей. Мы рассматриваем жизнь как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется материей, или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Духом, Душой и Материей. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех. Представление о Всемирной Жизни является одной из тех древних концепций, к которым возвращается человеческий разум в настоящем столетии, как последствие освобождения его от антропоморфической Теологии. Наука, правда, удовлетворяется, нащупывая или предполагая признаки Всемирной Жизни, но еще не выказала себя настолько смелой, чтобы хотя бы шепнуть "Anima Mundi!" Понятие "жизнь кристаллов", принятое теперь наукою, было бы осмеяно полвека тому назад. Ботаники ищут сейчас нервы у растений; не потому, что они предполагают, что растения могут чувствовать, либо думать подобно животным, но потому, что они полагают, что для объяснения роста и питания растительного мира совершенно необходимо нечто, имеющее по своим функциям такое же отношение к жизни растений, как и нервы к животной жизни. Представляется почти невозможным, чтобы наука всего лишь за счет употребления таких терминов, как "сила" и "энергия", могла бы продолжать скрывать от себя тот факт, что вещи, обладающие жизнью, являются живыми предметами, будь то атомы или же планеты.
СТАНЦА II.
2. ...ГДЕ БЫЛО БЕЗМОЛВИЕ? ГДЕ СЛУХ, ЧТОБЫ ОЩУТИТЬ ЕГО? НЕТ, НЕ БЫЛО НИ БЕЗМОЛВИЯ, НИ ЗВУКА (a): НИЧЕГО, КРОМЕ НЕРУШИМОГО ВЕЧНОГО ДЫХАНИЯ, НЕЗНАЮЩЕГО СЕБЯ (b).
(а) Мысль, что вещи могут перестать существовать и все же быть, является основною в Восточной Психологии. В этом очевидном противоречии терминов заключается факт Природы, постичь который умом гораздо важнее, нежели обсуждать слова.
(b) "Дыхание" Единого Существования - выражение, употребляемое архаическим эзотеризмом лишь в приложении к духовному аспекту космогонии; в иных случаях, оно заменено на материальном плане его эквивалентом - Движением. Единый Вечный Элемент или Вместилище, содержащее элемент, есть Пространство, вне измерений во всех смыслах; сосуществующими с которым являются Бесконечная Продолжительность, Изначальная (следовательно Нерушимая) Материя и Движение - Абсолютное, "непрекращающееся движение", являющееся "Дыханием" Единого Элемента. Это Дыхание, как это видно, никогда не может прекратиться, даже во время Вечностей Пралай.
Для познания самое себя или самопознания нужно, чтобы сознание и распознавание были бы осознаны - обе эти способности являются ограниченными по отношению к любому предмету, исключая Парабрамана. Отсюда "Вечное Дыхание, неведающее самое себя". Бесконечность не может понять Конечность. Беспредельное не может иметь отношения к Ограниченному и Условному. В оккультных учениях Неведомое и Неведомый Двигатель или Самосущее есть Абсолютная Божественная Сущность. Итак, будучи Абсолютным Сознанием и Абсолютным Движением - для ограниченных чувств тех, кто описывают это неописуемое - оно есть бессознательность и недвижимость. Конкретное сознание также не может быть атрибутом абстрактного сознания, как и свойство влажности не может быть атрибутом воды "влажность", будучи самостоятельным атрибутом и причиною влажного качества в других вещах. Сознание предпосылает ограничения и определения; нечто, чтобы быть осознанным, и кого-то, чтоб осознать это нечто. Но Абсолютное Сознание вмещает познающего, вещь познаваемую и самопознание, все три в нем, и все три едины. Ни один человек не может сознавать более той части своего знания, которая вызвана его умом в любой определенный момент, но такова бедность языка, что мы не имеем термина, чтоб отличить знание, о котором мы сейчас не думаем, от того знания, которое мы не можем вызвать в памяти. "Забыть" является синонимом "не помнить". Насколько же больше должна быть трудность в нахождении терминов для описания и распознания абстрактных и метафизических фактов или различий! Также не следует забывать, что мы даем наименования вещам согласно тем видимостям, которые они принимают для нас. Мы называем Абсолютное Сознание "бессознанием", ибо нам кажется, что это неизбежно должно быть так, точно так же, как мы называем Абсолют "Тьмою", ибо для нашего предельного понимания он представляется совершенно непроницаемым; тем не менее, мы вполне признаем, что наше познание подобных вещей не соответствует действительности. Например, мы невольно делаем различие в нашем уме между бессознательным Абсолютным Сознанием и бессознанием, тайно наделяя первое каким-то неопределенным свойством, соответствующим на высшем плане, недоступном нашим мыслям, тому, что мы знаем как сознание в нас самих. Но это не есть вид сознания, которое мы в состоянии отличить от того, что представляется нам как бессознательность.
3. ЧАС ЕЩЕ НЕ ПРОБИЛ; ЛУЧ ЕЩЕ НЕ ПРОНИК В ЗАРОДЫШ; МАТРИПАДМА ЕЩЕ НЕ НАБУХЛА
Лотос есть продукт тепла (огня) и воды (пара или эфира); в каждой философской и религиозной системе, даже в христианстве, огонь представляет собою Божественный Дух, активное мужское, зарождающее начало; а эфир, или душа материи, свет огня - пассивное женское начало, от которого все в этой Вселенной произошло. Потому Эфир или Вода есть Матерь, а Огонь есть Отец.
4. СЕРДЦЕ ЕЕ ЕЩЕ НЕ РАСКРЫЛОСЬ ДЛЯ ПРИВХОЖДЕНИЯ ЕДИНОГО ЛУЧА, ЧТОБЫ ЗАТЕМ НИЗВЕРГНУТЬ ЕГО, КАК ТРИ В ЧЕТЫРЕ, В НЕДРА МАЙИ.
Божество, будучи Абсолютным, должно быть Вездесущим; следовательно, нет ни одного атома, который не содержал бы Его в себе.
СТАНЦА III
3. ТЬМА ИЗЛУЧАЕТ СВЕТ. И СВЕТ РОНЯЕТ ОДИНОКИЙ ЛУЧ В ВОДЫ, В ГЛУБИНУ ЛОНА МАТЕРИ. ЛУЧ ПРОНИЗЫВАЕТ ДЕВСТВЕННОЕ ЯЙЦО, ЛУЧ ПРОБУЖДАЕТ ТРЕПЕТ В ВЕЧНОМ ЯЙЦЕ И ЗАРОНЯЕТ ЗАРОДЫШ, НЕ-ВЕЧНЫЙ, КОТОРЫЙ СГУЩАЕТСЯ В МИРОВОЕ ЯЙЦО.
"Одинокий Луч", падающий в "Глубину Лона Матери", может быть принят как означающий Божественную Мысль или Разум, оплодотворяющий Хаос.
7. УЗРИ, О ЛАНУ, ДИТЯ ЛУЧЕЗАРНОЕ ТЕХ ДВУХ, НЕСРАВНЕННОЕ, БЛИСТАЮЩЕЕ ВЕЛИЧИЕ - ПРОСТРАНСТВО СВЕТА, СЫНА ПРОСТРАНСТВА ТЬМЫ, ВОЗНИКАЮЩЕГО ИЗ ГЛУБИН ВЕЛИКИХ ТЕМНЫХ ВОД. ЭТО ОЕАОНОО МЛАДШИЙ. ОН СИЯЕТ, КАК СОЛНЦЕ, ОН ПЛАМЕНЕЮЩИЙ, БОЖЕСТВЕННЫЙ ДРАКОН МУДРОСТИ; ЭКА (ОДИН) ЕСТЬ ЧАТУР (ЧЕТВЕРО), И ЧАТУР БЕРЕТ СЕБЕ ТРИ, И СОЮЗ ПОРОЖДАЕТ САПТА (СЕМЬ), В НЕМ СЕМЕРО, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ТРИДАША, СОНМЫ И МНОЖЕСТВА (b). УЗРИ ЕГО, ПРИПОДЫМАЮЩЕГО ПОКРОВ И РАЗВЕРТЫВАЮЩЕГО ЕГО С ВОСТОКА НА ЗАПАД. ОН СКРЫВАЕТ ГОРНЕЕ И ОСТАВЛЯЕТ ПОДНОЖИЕ, ЯВЛЕННОЕ, КАК ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ. ОН НАМЕЧАЕТ МЕСТА ДЛЯ БЛИСТАЮЩИХ И ОБРАЩАЕТ ГОРНЕЕ В БЕЗБРЕЖНОЕ МОРЕ ОГНЯ (с) И ЕДИНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ВЕЛИКИЕ ВОДЫ.
(а)
"Пространство
Света, Сын
Пространства
Тьмы"
соответствует
Лучу,
зароненному,
при первом
трепете
Новой Зари, в
великие
космические
Глубины,
откуда он
вновь
возникает
дифференцированный,
как "Oeaohoo
Младший"
(Новая Жизнь),
чтобы до
конца Цикла
Жизни быть
Зародышем
всего сущего.
Он есть "Бесплотный
Человек,
содержащий в
себе
Божественную
Мысль", зародитель
Света и
Жизни, по
выражению Фило
Иудейского.
Он назван
"Пламенеющим
Драконом
Мудрости",
потому, что,
во-первых, он
есть то, что
греческие
философы
называли
Логосом,
Глаголом
Божественной
Мысли, и
во-вторых,
потому, что в
эзотерической
философии
это первичное
проявление,
будучи
синтезом или
совокупностью
Всемирной
Мудрости, Oeaohoo,
"Сын Солнца"
заключает в
себе Семь
Творческих
Воинств (Сефирот)
и, таким
образом,
является
сущностью
проявленной
Мудрости. "Тот,
кто купается
в Свете Oeaohoo,
никогда не
будет
обольщен
Покровом
Майи".
Астральный Свет или Эфир древних язычников - наименование Астральным Светом совершенно современно - есть Дух-Материя. Исходя из чисто духовного плана, он уплотняется по мере своего нисхождения, пока не становится Майей
(с) "Море Огня" является, таким образом, Высшим-Астральным (т. е., нуменальным) Светом, первичным излучением из Корня Мулапракрити Недифференцированной Космической Субстанции, которая становится Астральной Материей. Оно также именуется "Огненным Змием", как это описано выше. Если изучающий запомнит, что существует лишь Единый Всемирный Элемент, бесконечный, нерожденный и неумирающий, и что все остальное - в феноменальном мире - является лишь бесчисленными и многообразными, дифференцированными аспектами и преображениями (ныне их называют корреляциями) этого Единого, от макрокосмических до микрокосмических следствий по нисходящей шкале, от сверхчеловеческих вплоть до человеческих и суб-человеческих существ, короче говоря, совокупности объективного существования, то первая и главная трудность исчезнет и оккультная космология может быть усвоена.
Все каббалисты и оккультисты, восточные и западные, признают (а) тождественность "Отца-Матери" с Первичным Эфиром или Акашей (Астральный Свет); и (b) его единосущность до эволюции "Сына", космически Фохата, ибо это есть Космическое Электричество. "Фохат делает твердыми и разбрасывает Семь Братьев"; это означает, что Первичная Электрическая Сущность - ибо восточные оккультисты утверждают, что электричество есть Сущность - электризует к жизни и разделяет первичное вещество или прегенетическую материю на атомы, которые сами являются источником всей жизни и сознания. "Существует всемирный agent unique (единственный посредник) всех форм и жизни, называемый Од, Об и Аур, активный и пассивный, положительный и отрицательный, подобно дню и ночи; это есть первичный свет в Творении" (как написано в "Каббале" Элифаса Леви) - "Первичный свет" изначального Элохима, Адам, "муже-женственный" или (говоря научно) Электричество и Жизнь.
Но существуют две тайные герметические операции, одна духовная, другая материальная, соотносящиеся и навсегда объединенные. Как говорит Гермес: "Ты отделишь землю от огня, тончайшее от твердого... то, что восходит от земли к небесам и нисходит снова с небес на землю. Он (тончайший Свет) есть великая сила каждой силы, ибо он покоряет каждую тончайшую вещь и проникает в каждое твердое тело. Так мир был сотворен."
Зенон, основатель стоицизма, не был единственным, кто учил, что Вселенная эволюционирует и что ее первичная субстанция преображается из состояния огня в воздух, затем в состояние воды и т. д. Гераклит из Эфеса утверждал, что единое начало, лежащее в основании всех феноменов в Природе, есть огонь. Разум, двигающий Вселенной, есть Огонь, и огонь есть разум. И тогда как Анаксимен говорил то же самое о воздухе, а Фалес из Милета (600 лет до Р. Хр.) о воде, эзотерическая Доктрина примиряет всех этих философов, доказывая, что, хотя каждый был прав, но ни одна из их систем не была полною.
8. ГДЕ БЫЛ ЗАРОДЫШ? И ГДЕ НЫНЕ БЫЛА ТЬМА? ГДЕ ДУХ ПЛАМЕНИ, ГОРЯЩЕГО В ТВОЕМ СВЕТИЛЬНИКЕ, О ЛАНУ? ЗАРОДЫШ ЕСТЬ ТО, И ТО ЕСТЬ СВЕТ, БЕЛЫЙ, БЛИСТАЮЩИЙ СЫН ОТЦА, ВО ТЬМЕ СОКРЫТОГО.
Ответ на первый вопрос подсказан вторым, который является ответом Учителя ученику и содержит в одной фразе одну из самых существенных истин оккультной философии. Он указывает на существование вещей, неразличимых нашими физическими чувствами, но которые имеют гораздо больше значения и являются несравненно более реальными и более постоянными, нежели те, которые воспринимаются этими самыми чувствованиями.
.нужно, прежде всего, допустить предпосылку всепроникающего, вездесущего, вечного Божества в Природе
В
порядке
космической
эволюции (с
точки зрения
оккультиста)
энергия, побуждающая
материю к
движению,
после ее первичного
образования
в атомы,
рождается на
нашем плане в
силу
космического
тепла; до этого
периода
Космос, в
смысле
разобщенной
материи, не
существовал. Первичная,
Изначальная
Материя,
вечная и сосуществующая
с Пространством,
"которая не
имеет ни
начала, ни
конца, (будучи)
ни тепла, ни
холодна, но
обладает
особой, присущей
ей, природой"
Древние
западные
космогонические
мифы утверждают,
что вначале
был лишь
холодный туман
(Отец) и
плодоносный
ил (Матерь Ilus
или Hyle), из
которого
выполз
Мировой Змий
(Материя).
Таким
образом,
Предвечная
Материя,
прежде чем
она уявляется
из никогда непроявляемого
плана и
пробуждается
к трепету
действия под
импульсом
Фохата, есть
лишь
"холодное сияние,
бесцветное,
не имеющее ни
формы, ни
вкуса и
лишенное
всякого
качества и
аспекта".
10. ОТЕЦ-МАТЕРЬ ПРЯДЕТ ТКАНЬ, ВЕРХНИЙ КОНЕЦ ЕЕ ПРИКРЕПЛЕН К ДУХУ, СВЕТУ ЕДИНОЙ ТЬМЫ, А НИЖНИЙ К ТЕНЕВОМУ КРАЮ, К МАТЕРИИ; И ТКАНЬ ЭТА ЕСТЬ ВСЕЛЕННАЯ, СОТКАННАЯ ИЗ ДВУХ СУЩНОСТЕЙ, ВОЕДИНО СЛИТЫХ, ЧТО ЕСТЬ СВАБХАВАТ.
11. ОНА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ ОГНЯ НАД НЕЮ; ОНА СОКРАЩАЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ МАТЕРИ КАСАЕТСЯ ЕЕ. ТОГДА СЫНЫ РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ И РАССЫПАЮТСЯ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В ЛОНО МАТЕРИ ПРИ ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ДНЯ, ЧТОБЫ СНОВА СОЕДИНИТЬСЯ С НЕЮ. КОГДА ОНА ОХЛАЖДАЕТСЯ, ОНА СТАНОВИТСЯ СИЯЮЩЕЙ. СЫНЫ ЕЕ РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ И СОКРАЩАЮТСЯ САМИ СОБОЮ И СВОИМИ СЕРДЦАМИ; ОНИ ВМЕЩАЮТ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ.
12. ТОГДА СВАБХАВАТ ПОСЫЛАЕТ ФОХАТ, ЧТОБЫ ОТВЕРДИТЬ АТОМЫ. КАЖДЫЙ ЕСТЬ ЧАСТЬ ТКАНИ. ОТРАЖАЯ, ПОДОБНО ЗЕРКАЛУ, "САМОСУЩЕГО ВЛАДЫКУ" КАЖДЫЙ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, СТАНОВИТСЯ МИРОМ.
Фохат делает атомы твердыми; т. е., сообщая им энергию, он разбрасывает "Атомы" или Изначальную Материю. "Он разбрасывает себя, разбрасывая Материю на Атомы" (из манускрипта Комментариев).
Благодаря Фохату, идеи Всемирного Разума запечатлеваются на Материи. Слабую идею природы Фохата можно вывести из иногда применяемого к нему наименования "Космического Электричества". Но в таком случае, к общеизвестным свойствам электричества должны быть добавлены другие, включая разум.